БезопасностьЗадумайтесь, что такое горнолыжный склон. По сути это очень похоже на МКАД или многополосную дорогу, где на высоких скоростях двигается много транспортных средств. Но есть важные отличия! На горе почти никто не учился водить в «автошколе» или с инструктором, очень многие учились просто сами или даже в первый раз выехали на дорогу. Некоторые подбухивают «за рулем», почти никто не застрахован и в случае ДТП никто не несет ответственности. И почти никто в глаза не видел правил движения. Да, это так. Более того, спросите любого знакомого катальщика, знает ли он
Белый кодекс (10 правил FIS) — международные правила поведения на горнолыжных склонах.
А хороший инструктор не только учит красиво кататься, но и правильно и безопасно вести себя на склоне. Это очень важный момент, про который часто забывают многие начинающие и их «старшие товарищи», которые уверены, что умеют кататься, потому как разгоняются до 100 км/ч в позе срущего кота и неуправляемо носятся по трассам, иногда сбивая детей. Таких людей часто называют «ломы». Обычно это такие толстенькие дяденьки в черном (красном) на псевдоспортивных лыжах. Они еще любят замерять скорость по GPS на смартфоне и всем это показывать. Проблема в том, что они умеют быстро кататься, но не умеют быстро останавливаться. У нас даже есть теория, что неуправляемое скоростное катание и есть для них самое важное. Ведь научись они управлять лыжами и тормозить, весь адреналин пропадет… А пока особой разницы с санками нет, только скорости выше.
Так вот, с правильным сэнсэем вы быстро поймете, какая боль творится на горе, и что «вот эта леди в белом, севшая посередине трассы, сейчас может познакомиться с дружным коллективом спасателей», а «вот той неуправляемой туши надо остерегаться, выезжая на пересечение трасс». Помните, что на учебных трассах много начинающих, которые не всегда могут справиться с управлением, поэтому относитесь к занятиям, как к автошколе. Без прав на дорогу не лезть, глинтвейн пить не до, а после катания и т. д.
Я сам честно признаюсь, что потратил зря многие дни и даже месяцы, когда учился кататься «по бразильской системе» у друзей. Я сейчас понимаю, что я мог погибнуть в свою вторую поездку в Кировск, потому что был идиотом, а мои друзья потащили меня с собой в лавиноопасный кулуар. Я потратил практически впустую кучу денег, занимаясь тем, что раньше считал катанием. И, более того, я до сих пор катаюсь на сноуборде криво, потому что меня неправильно учили, и закатанные косяки не хотят убираться. Хотя у меня есть оправдание: это все было давно. Тогда далеко не на всех курортах были инструкторы. Но сейчас они есть.
Как же, все-таки, выбрать инструктора и на чем научиться кататься?!
Что сложнее: лыжи или сноуборд?
Начнем с нежданчика. Сложнее, конечно же, лыжи. Они быстрее, их две, они жестче и в лыжах придется освоить бОльшее количество элементов. Сноуборд кажется сложным первые пару дней из-за непривычной стойки — дальше все проще. Это в целом. Кстати, сейчас в тренде снова лыжи, а лыжные ботинки бывают удобней сноубордических. Теперь, когда вы узнали страшный секрет, поехали дальше…
Горные лыжи — это процесс, противоположный человеческим инстинктам. Примерно такую фразу я услышал в прошлом сезоне от одного из самых именитых и опытных инструкторов курорта. И тогда я все понял. Когда надо наклониться вперед, хочется назад; когда надо повернуть корпус направо, мозг тащит тело налево. И так почти во всех элементах. Все было наоборот, чем я думал и пробовал. Я понял, почему многие годы не мог научиться кататься самостоятельно. Надо победить свое тело, мозг и пятую точку. И самому это сделать очень сложно и долго.
Как инструктор поможет сэкономить 100 000 рублей?
Представьте, вы купили билеты на курорт, приобрели модную одежду, оплатили проживание, взяли в прокат лыжи или доску… короче, уже потратили 100К или даже больше, и теперь думаете, на чем же сэкономить? На вискарике и глинтвейне обычно не вариант, поэтому самым логичным решением часто кажется не брать инструктора, а учиться самому или (конечно же!) «попросить друга».
И, на первый взгляд, это реальный способ сэкономить. В ход идет куча аргументов типа «да я на беговых лыжах в школе гонял», «научусь сам, чего тут сложного», «я катался в Сорочанах», «меня друг научит, он вон как гоняет», «я пока просто покатаюсь, а поучусь потом»…
Но на самом деле все в точности до наоборот. Чем раньше и активнее вы начнете учиться, тем быстрее поедете. И тем меньше денег потратите зря на все остальное: проживание, питание, скипассы, прокат снаряжения и т. д. А время отпуска и «лучшие годы» вам, тем более, никто не вернет.
Это неочевидно, но это факт. Простые цифры: один день проживания+скипассы+прокат+еда стоит намного больше занятия с инструктором. Обычно еще и на двоих. С инструктором для обучения вам понадобится заметно меньше дней.