Меню

Что сложнее: лыжи или сноуборд?
Начнем с нежданчика. Сложнее, конечно же, лыжи. Они быстрее, их две, они жестче и в лыжах придется освоить бОльшее количество элементов. Сноуборд кажется сложным первые пару дней из-за непривычной стойки — дальше все проще. Это в целом. Кстати, сейчас в тренде снова лыжи, а лыжные ботинки бывают удобней сноубордических. Теперь, когда вы узнали страшный секрет, поехали дальше…

Горные лыжи — это процесс, противоположный человеческим инстинктам. Примерно такую фразу я услышал в прошлом сезоне от одного из самых именитых и опытных инструкторов курорта. И тогда я все понял. Когда надо наклониться вперед, хочется назад; когда надо повернуть корпус направо, мозг тащит тело налево. И так почти во всех элементах. Все было наоборот, чем я думал и пробовал. Я понял, почему многие годы не мог научиться кататься самостоятельно. Надо победить свое тело, мозг и пятую точку. И самому это сделать очень сложно и долго.


Как инструктор поможет сэкономить 100 000 рублей?
Представьте, вы купили билеты на курорт, приобрели модную одежду, оплатили проживание, взяли в прокат лыжи или доску… короче, уже потратили 100К или даже больше, и теперь думаете, на чем же сэкономить? На вискарике и глинтвейне обычно не вариант, поэтому самым логичным решением часто кажется не брать инструктора, а учиться самому или (конечно же!) «попросить друга». 

И, на первый взгляд, это реальный способ сэкономить. В ход идет куча аргументов типа «да я на беговых лыжах в школе гонял», «научусь сам, чего тут сложного», «я катался в Сорочанах», «меня друг научит, он вон как гоняет», «я пока просто покатаюсь, а поучусь потом»… 

Но на самом деле все в точности до наоборот. Чем раньше и активнее вы начнете учиться, тем быстрее поедете. И тем меньше денег потратите зря на все остальное: проживание, питание, скипассы, прокат снаряжения и т. д. А время отпуска и «лучшие годы» вам, тем более, никто не вернет.

Это неочевидно, но это факт. Простые цифры: один день проживания+скипассы+прокат+еда стоит намного больше занятия с инструктором. Обычно еще и на двоих. С инструктором для обучения вам понадобится заметно меньше дней.

  • Cкобление на заднем канте начинающих сноубордистов или поза какающего кота для лыжников-чайников допустимы буквально первые пару занятий. Это при наличии инструктора. Многие горнопляжники мучаются годами и при этом реально думают, что катаются. И через несколько лет у некоторых наступает прозрение и понимание, что прошли зря «лучшие годы». У некоторых вообще не наступает. И это грустно, но это реально так…

    Да, надо сказать, что это наш коллективный опыт и советы на правах самоучек, которые все-таки пошли к инструктору через 10 лет катания в разных горах. И как жаль стольких потерянных катальных дней, и лишних усилий, и потраченных денег…

    Однако, есть очень способные люди, которые могут научиться сами или по видеозаписям и которым дано кататься. И есть талантливые друзья-учителя. Но их очень мало. И круто, если это вы! 


  • Откуда берутся инструкторы и их австрийская методика? 
    Чтобы вы понимали, в России пока нет официальной профессии «горнолыжный/сноубордический инструктор». (Вернее, только осенью 2017 года появился профстандарт). Поэтому почти во всех российских школах учат на курсах Национальной Лиги Инструкторов, которая использует наработки и методику европейских коллег. Т.е. это такая коммерческая организация, которая готовит инструкторов по австрийской методике за немалые деньги. (Да, инструкторы тоже тратят много денег и времени, чтобы учить нас с вами). Смысл методики в том, что вас учат выполнять отдельные элементы, которые потом сами собой складываются в правильное катание. Я не знаю как работает эта «долбаная магия», но она работает — мы проверили на себе. Есть еще несколько разных школ, которые работают не немного другой методике, но суть в том, что эта методика есть.

    Инструкторы стараются повышать свою квалификацию. Основных ступеней три: А-В-С. Самая начальная ступень — «С» — позволяет инструктору ставить на лы
  •  
    жи/сноуборд начинающих. «В» — уже более продвинутый уровень, который позволяет учить людей карвингу, сложным элементам катания, корректировать технику. И категория «А», самая высокая из трех, означает, что ваш инструктор не только сильно катается, но и потратил очень много времени и сил на собственное образование и обучение других. 

    Опытный инструктор обычно дополняет методику психологическими фишками и упражнениями из личного опыта, но суть не меняется. Вы должны научиться выполнять ряд довольно странных и неестественных движений, которые потом вам позволят безопасно и правильно поехать. Каждые несколько лет методика дополняется и изменяется, поэтому инструкторы должны тоже постоянно прогрессировать. Если не следят за ситуацией, то могут учить вас немного разными способами. Типа трех- и десятилетней давности, хотя это не страшно. Но поэтому есть смысл осваивать азы катания у одного человека, чтобы не путаться и не слышать «ну кто вас так учил?»

  •  
    Сколько надо занятий, чтобы поехать?
    Мы спросили у разных инструкторов и методистов школ, сколько нужно времени, чтобы хоть как-то поехать. Т.е. безопасно спускаться по зеленой/синей трассе с контролем скорости и умением поворачивать и тормозить. Тут все сильно зависит от вас. Если вы спортивный, с хорошей координацией и занимались разными видами спорта, т. е. понимаете принципы динамики, физиологии и поведения тела, то можно усвоить базу за 2 индивидуальных занятия по 2 часа или за 2-3 групповых. Затем основательно попрактиковаться самому и тут уже будет понятно, что дальше. Но обычно требуется больше времени.

    Если вы далеко не спортсмен, быстро устаете, боитесь скорости, у вас есть лишний вес (а это угроза коленям), то придется потратить больше времени, чтобы постепенно и безопасно поехать. 

    Если есть такая задача, то лучше запланировать во время поездки 3-4 двухчасовых занятия с днем перерыва, а после занятия еще самостоятельно накатывать задания. Либо заранее записаться на 3-5 дневные курсы для начинающих, которые получаются выгоднее по цене.


  • Безопасность
    Задумайтесь, что такое горнолыжный склон. По сути это очень похоже на МКАД или многополосную дорогу, где на высоких скоростях двигается много транспортных средств. Но есть важные отличия! На горе почти никто не учился водить в «автошколе» или с инструктором, очень многие учились просто сами или даже в первый раз выехали на дорогу. Некоторые подбухивают «за рулем», почти никто не застрахован и в случае ДТП никто не несет ответственности. И почти никто в глаза не видел правил движения. Да, это так. Более того, спросите любого знакомого катальщика, знает ли он Белый кодекс (10 правил FIS) — международные правила поведения на горнолыжных склонах. 

    А хороший инструктор не только учит красиво кататься, но и правильно и безопасно вести себя на склоне. Это очень важный момент, про который часто забывают многие начинающие и их «старшие товарищи», которые уверены, что умеют кататься, потому как разгоняются до 100 км/ч в позе срущего кота и неуправляемо носятся по трассам, иногда сбивая детей. Таких людей часто называют «ломы». Обычно это такие толстенькие дяденьки в черном (красном) на псевдоспортивных лыжах. Они еще любят замерять скорость по GPS на смартфоне и всем это показывать. Проблема в том, что они умеют быстро кататься, но не умеют быстро останавливаться. У нас даже есть теория, что неуправляемое скоростное катание и есть для них самое важное. Ведь научись они управлять лыжами и тормозить, весь адреналин пропадет… А пока особой разницы с санками нет, только скорости выше. 

    Так вот, с правильным сэнсэем вы быстро поймете, какая боль творится на горе, и что «вот эта леди в белом, севшая посередине трассы, сейчас может познакомиться с дружным коллективом спасателей», а «вот той неуправляемой туши надо остерегаться, выезжая на пересечение трасс». Помните, что на учебных трассах много начинающих, которые не всегда могут справиться с управлением, поэтому относитесь к занятиям, как к автошколе. Без прав на дорогу не лезть, глинтвейн пить не до, а после катания и т. д. 

    Я сам честно признаюсь, что потратил зря многие дни и даже месяцы, когда учился кататься «по бразильской системе» у друзей. Я сейчас понимаю, что я мог погибнуть в свою вторую поездку в Кировск, потому что был идиотом, а мои друзья потащили меня с собой в лавиноопасный кулуар. Я потратил практически впустую кучу денег, занимаясь тем, что раньше считал катанием. И, более того, я до сих пор катаюсь на сноуборде криво, потому что меня неправильно учили, и закатанные косяки не хотят убираться. Хотя у меня есть оправдание: это все было давно. Тогда далеко не на всех курортах были инструкторы. Но сейчас они есть.
  • А инструктор точно хороший?
    Но ведь надо как-то проверить квалификацию инструктора? Для этого можно попросить показать удостоверение инструктора. Это стоит сделать, если вы совсем не знаете человека. Еще 10 лет назад инструкторские корочки могли продемонстрировать лишь немногие, а сегодня в Красной Поляне удостоверения есть почти у каждого. Более того, горнолыжные школы курортов практически не берут в штат инструкторов без удостоверения ISIA (оно же НЛИ). Такое удостоверение означает, что инструктор сам прошел курс обучения по современной методике. На таких курсах инструкторы учатся теории и практике обучения, а в конце сдают теоретический и практический экзамен. И сдают далеко не все!

    Но тут тоже двоякая ситуация. Сдать на категорию «С» может совсем слабо катающийся человек, который просто научился выполнять необходимые элементы и учить им других начинающих. А не сдать может очень сильный инструктор, который просто привык кататься по более старой методике и ему сложно переучиться. Поэтому вы можете просто попросить инструктора красиво проехать. Если вы видите, что ему это дается легко и получается очевидно красиво — это ваш человек. Я всегда смотрю, как катается мой инструктор, ведь я буду стараться подражать ему. Бывалые катальщики говорят: «просто попроси своего инструктора проехать по буграм и все сразу станет понятно».
 
 
 
 
 



 

Заказ товара